21 января 1897 г.


П. С. Семёнов.
Антонина Тихоновна Пальшина,
Георгиевский кавалер.
1978-1982. Холст, масло. УРМИИ

День рождения Антонины Тихоновны Пальшиной-Придатко, кавалерист-девицы, участницы Первой мировой и Гражданской войн, кавалера четырёх Георгиевских наград, уроженки села Шевырялово Сарапульского района.

Антонина Тихоновна Пальшина вошла в историю как последовательница подвига известной землячки Надежды Андреевны Дуровой. В 1914 г. под видом юноши Антона Пальшина вступила в войско Кавказского артиллерийского полка. Ходила в атаку, воевала как заправский казак. Под турецкой крепостью Гасанкола в бою получила ранение. В лазарете выяснилось, что это девушка. Была доставлена по этапу в город Сарапул. Поступила на курсы сестёр милосердия. С мая 1915 г. – вновь на фронте, в армии генерала Брусилова. Ходила в разведку, вела в бой полуроту, выносила с поля боя раненых. Февральскую революцию 1917 г. встретила в Киевском военном госпитале, находясь там после ранения. Потом по линии Красного Креста перевозила раненых от Батуми до Одессы. К началу Октябрьской революции вернулась в Сарапул, работала в ЧК. В 1919 г. вместе с мужем участвовала в боях за Ростов, Ставрополь, Краснодар как сестра милосердия.

В 1921 г., когда был голод, они с мужем в помощь голодающим отдали все сбережения, включая награды Антонины – Георгиевские медали IV и III степени, Георгиевские кресты IV и III степени. Вернулась Антонина в Сарапул в 1929 г., на руках было уже двое детей. Великая Отечественная война застала семью в Средней Азии, куда они уехали в 1934 г. Муж погиб на фронте в октябре 1943 г. Она с детьми, по просьбе мужа, вернулась в родной город чуть раньше дня его гибели. Работала в госпитале.

До выхода на пенсию проработала в Сарапульской городской больнице. В последние годы жизни регулярно перечисляла часть своей пенсии в Фонд мира.

Журналист А. Артамонов вспоминает, как неоднозначно относились в 1960-е гг. к подвигу Антонины Пальшиной: с одной стороны, всеобщее внимание к кавалеру четырёх Георгиевских наград – женщине, с другой стороны, она служила царю-батюшке, была простой медсестрой. Но память о землячке осталась в народе: еще при её жизни народный художник Удмуртии П. С. Семёнов написал портрет Пальшиной, народный писатель Удмуртии С. А. Самсонов – повесть "Выжыкыл ӧвӧл та" ("Не сказка – быль"), композитор Г. М. Корепанов-Камский – оперу "Россиянка".

Самые важные документальные памятники о скромной женщине – более трёхсот документов, фотографий, книг, её личных вещей – хранятся в Музее истории и культуры Среднего Прикамья (Сарапул), в их числе дневники-воспоминания. Они впервые были подготовлены и опубликованы журналистом А. Артамоновым в газете "Удмуртская правда" (1997, 22 янв.).

Источник: Многонациональная сценическая культура Удмуртии : энциклопед. справ. – Ижевск, 2014. – С. 213; Удмуртская Республика : энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 524–525.
Литература
  1. Голубкова А. Н. Либретто удмуртских опер и балетов // Музыкальная культура Советской Удмуртии (1917–1967) / А. Н. Голубкова. – Ижевск, 1978. – С. 133–140. – В содерж.: Опера "Россиянка". – С. 135.
  2. Жизнь и легенда Антона Пальшина // Первая мировая в памяти Сарапула. – Сарапул, 2014. – С. 123–170.
  3. Наследница подвига Надежды Дуровой // Записки кавалерист-девицы / Н. А. Дурова. – Сарапул, 2006. – С. 320–333 : портр.
  4. Самсонов С. А. Человек из легенды : повесть / пер. с удмурт. Веры Морозовой. – Москва : Детская литература, 1987. – 191 с.
  5. Шепталин А. Пальшина-Придатко Антонина Тихоновна. 1897–1993 // Сарапул. Сарапулъ. Сарапуль / А. Шепталин. – Ижевск, 2007. – С. 322–323.