1 марта 1945 г.

Окончание строительства и сдачи в постоянную эксплуатацию железной дороги Ижевск–Балезино – важного стратегического объекта в годы Великой Отечественной войны.

Строительство трассы началось в январе 1942 г. по решению Государственного комитета обороны. Рабочее движение открыто 27 января 1943 г., 13 января 1944 г. дорога принята во временную, а с 1 марта 1945 г. в постоянную эксплуатацию. Это была всенародная стройка. Ежедневно на трассе трудились до 24 тысяч пеших и 7 500 конных колхозников из 29 районов республики, которые в основном вручную выкопали свыше 3 млн куб. м земли, произвели вырубку леса на 95 км трассы и обеспечили внутритранспортные перевозки грузов. Самым трудным участком стройки был Кекоранский. В отдельных местах высота насыпи достигала 22 м, глубина выемки – 18 м. Для обеспечения строительства железной дороги необходимыми материалами на местных заводах было изготовлено 308 тонн сортового металла и поковок, 286 тонн костылей, заготовлено и вывезено 26 тысяч куб. м лесоматериалов. За самоотверженный труд на строительстве железной дороги награждены орденом Ленина 8 человек, Трудового Красного Знамени – 25, "Знак Почёта" – 45, медалями "За трудовую доблесть" – 48, "За трудовое отличие" – 55 человек.

Источник: Удмуртская Республика : энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 349–350.
Литература
  1. Кралина Н. П. Дорога, ставшая судьбой. – Ижевск, 2003. – 268 с.
  2. "Мы за ценой не постоим..." : из истории строительства железной дороги Ижевск–Балезино : док. и материалы. – Ижевск : Удмуртия, 2005. – 303 с., [16] л. ил. : ил.
  3. Дзюина Н. Н. Дорога № 38 : 1 марта исполнилось 63 года ж. д. Ижевск-Балезино // Мой город. – Глазов, 2008. – 9 окт. – С. 12 : фот.
  4. Урасинова А. 146 километров стратегичекого назначения : [65 лет ж. д. Ижевск–Балезино] // Вперед. – Балезино, 2008. – 8 мая.
  5. Фертиков П. П. Кекоранский перевал. – с. Якшур-Бодья : [б. и.], 2017. – 45 с.