1 марта
Строительство трассы началось в январе 1942 г. по решению Государственного комитета обороны. Рабочее движение открыто 27 января 1943 г., 13 января 1944 г. дорога принята во временную, а с 1 марта 1945 г. в постоянную эксплуатацию. Это была всенародная стройка. Ежедневно на трассе трудились до 24 тысяч пеших и 7500 конных колхозников из 29 районов республики, которые в основном вручную выкопали свыше 3 млн. куб. м. земли, произвели вырубку леса на 95 км трассы и обеспечили внутритранспортные перевозки грузов. Самым трудным участком стройки был Кекоранский. В отдельных местах высота насыпи достигала 22 м, глубина выемки - 18 м. Для обеспечения строительства железной дороги необходимыми материалами на местных заводах было изготовлено 308 тонн сортового металла и поковок, 286 тонн костылей, заготовлено и вывезено 26 тысяч куб. м. лесоматериалов. За самоотверженный труд на строительстве железной дороги награждены орденом Ленина 8 человек, Трудового Красного Знамени - 25, "Знак Почёта" - 45, медалями "За трудовую доблесть" - 48, "За трудовое отличие" - 55 человек.
Литература
- Кралина Н. П. Дорога, ставшая судьбой / Надежда Кралина ; Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. - Ижевск, 2003. - 268 с.
- "Мы за ценой не постоим..." : из истории стр-ва ж. д. Ижевск-Балезино : док. и материалы / Ком. по делам арх. при Правительстве Удмурт. Респ., Центр. гос. арх. Удмурт. Респ., Центр документации новейшей истории Удмурт. Респ. ; [редкол.: А. П. Горяинов (пред.) [и др.] ; сост.: А. Б. Дерюшев [и др.] ; науч. ред. Т. Н. Ефремова]. - Ижевск : Удмуртия, 2005. - 303 с., [16] л. ил. : ил.
- Васильев А. Дорогая дорога к Победе : 60 лет назад было завершено стр-во ж. д. Ижевск-Балезино / А. Васильев // Удмурткая правда. - 2003. - 14 марта. - С. 3.
- Грахова Т. Сто сорок семь километров мужества / Т. Грахова // Долг. - 2005. - 17 июня.
- Урасинова А. П. Поезд ортче, сюлэм уртче : [к 65-летию со дня открытия ж. д.] / А. Урасинова // Удмурт дунне. - 2008. - 20 авг. - С. 8 : фот.
|