400-летие окончания Великой смутыВ 2012 г. исполняется четыреста лет знаменательным событиям 1612 г., когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. С 2005 г. в память о событиях, сплотивших народ, 4 ноября отмечается как всенародный праздник – День единения России. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 г. царя Ивана Грозного и до 1613 г., когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Его призыв был подхвачен, началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 г. антипольское восстание потерпело поражение. В сентябре 1611 г. мелкий "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело". По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен тридцатилетний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Минина и Пожарского собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г., нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 г. стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. В этой борьбе за Москву, за очищение русской земли от польских интервентов приняли участие и вятчане. Грамота Дмитрия Пожарского с призывом к объединению была разослана во все города. Наиболее активно на призыв откликнулись городские верхи, мелкие служащие люди, духовенство. Из документов известно, что вятчане присоединились к ополчению уже в Костроме и Ярославле, в числе отрядов из поморских городов. Победа, одержанная под Москвой, предопределила участь не только захватчиков, сидевших в Москве, но и интервенции в целом. Вятская земля, будучи тесно связана с поморскими городами, Пермью, Казанью, играла решающую роль в борьбе с польскими интервентами, действовавшими среди поволжских народностей. Народы Вятки сплотившись, отстаивали единство русского государства.
В Москве в 1818 г. был открыт памятник Минину и Пожарскому, средства на который пожертвовали жители городов и уездов России. Еще в 1809 г. по особому циркуляру министра внутренних дел Куракина по губерниям России было разослано предписание о сборе пожертвований на памятник великим избавителям отечества Минину и Пожарскому с приложением проекта памятника работы академика Императорской академии художеств Ивана Мартоса. Население Вятской губернии отнеслось сочувственно, и начали поступать значительные по тому времени пожертвования. Из имеющихся источников видно, что по г. Сарапулу было пожертвовано полковым командиром войсковым старшиною Черевковым 25 руб., сарапульским городничим коллежским советником Дуровым 25 руб., уездным судьею Кулебякиным 5 руб. Всего представлено городничим Дуровым по г. Сарапулу 140 руб., по Вятской губернии на 17 января 1810 г. – 2515 руб. Памятник планировалось установить в 1812 г., но помешало нашествие армии Наполеона, открытие состоялось лишь в 1818 г. Это первый в истории России памятник, установленный народным героям. По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 гг., в честь великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 г.). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.
4 ноября 2005 г. в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому – точная, но уменьшенная копия московского монумента. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля у церкви Рождества Иоанна Предтечи. С паперти именно этой церкви земской староста Кузьма Минин произнес свое воззвание. Установление памятника в Нижнем Новгороде – восстановление исторической справедливости. Изначально оригинальный памятник планировалось установить у Нижегородского, а не у Московского Кремля. Литература
|